«Мы сейчас наблюдаем существенное замедление экономического роста...»
Татьяна Куликова


Группа высокопоставленных немецких офицеров подготовила секретный план войны с Россией.
Документ, разработка которого началась около двух с половиной лет назад, состоит из 1200 страниц. На них подробно расписывается, как 800 тыс. военнослужащих Германии, США и других стран НАТО будут переброшены к линии фронта на востоке. Маршрутизация включает порты, реки, автотрассы и железные дороги. Также указаны способы снабжения и защиты военных в пути, утверждает Wall Street Journal (WSJ).
В публикации отмечается, что двойное назначение новой инфраструктуры было в Германии нормой в годы холодной войны, но после ее завершения построенные туннели и мосты часто оказывались слишком узкими и непрочными для прохождения военной техники.
Кроме того, по оценке немецких властей, 20% магистралей и более четверти мостов нуждаются в ремонте, а порты на Северном и Балтийском морях требуют модернизации, стоимость которой оценивается в €15 млрд.
Индийские Су-30МКИ стали «механическими зайцами»: НАТО отрабатывает атаки на русских летчиков
Купленные у России истребители Дели все активней использует для отработки приемов воздушного боя наших врагов с самолетами ВКС РФ
«Узкие места» на карте — один из самых тщательно охраняемых секретов плана, пишет с WSJ. Что это? Вброс? Слив? С какой целью?
— Информация о том, что Германия разрабатывает планы по переброске 800 тысяч военнослужащих на восток, появлялась и ранее, так что это секрет Полишинеля, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: Что это: штабные игры или начало реальной подготовки к нападению на Россию? Что значит «предотвратить войну», по мысли стратегов бундесвера?
— Россия рассматривается Германией как вероятный противник. Соответственно, вполне логично иметь подобный план на случай военного столкновения с ним. В нынешней международной обстановке в этом нет ничего удивительного и экстраординарного.
«СП»: По версии WSJ, особое внимание в плане обращено на ветхую инфраструктуру самой Германии, большие проблемы с переброской и снабжением войск, которые возникнут у бундесвера на Восточном фронте. Может быть, «войну с Россией» лоббируют дорожно-строительные компании, производители металлоконструкций
— Здесь все по классике — кому война, кому мать родна. На подготовке к войне озолотятся многие, не только строительные компании. Более того, это можно рассматриваться как своего рода экономический драйвер, такое военное кейнсианство, чтобы пришпорить буксующую европейскую экономику.
«СП»: А денег хватит? Где возьмут?
— Это потребует урезания социальных расходов и субсидий. Могут сократиться дотации отдельным странам ЕС. С другой стороны, оживятся и заработают сектора, вовлечённые в реализацию этого плана. Там появятся новые рабочие места и будут прибыли, да и сама обновленная инфраструктура может стать долгосрочным вкладом в экономику. Опять же, можно вспомнить опыт США, инвестиции в развитие сети автомобильных дорог, и какое все это оказало влияние на развитие американской экономики. Вот и тут, возможно, рассчитывают на подобный эффект.
«СП»: Как к войне с Россией относятся немцы — вероятно, в Западной и Восточной Германии по-разному?
— Обыватель воевать не хочет нигде. Более того, десятилетия гедонизма и общества потребления сделали европейские общества малопригодными к масштабной войне. Кстати, о необходимости менять коллективный менталитет в сливе WSJ тоже говорится.
«СП»: Цифра в 800 тыс. военных НАТО, мобилизуемых для переброски на Восток, — это численность ВСУ после заключения мира, на которой настаивает Киев. Совпадение? Планируется ли поставить под немецкое ружьё украинских военных? И сколько может отправить на фронт сама Германия?
— В настоящее время численность бундесвера — 183 тысячи. К 2031 году планируется нарастить ряды до 260 тысяч и создать 200 тысяч резерва.
То есть, грубо говоря, если Германия поставит под ружье всех, кого можно, будет около половины от заявленной численности. Но это на верхнем пределе и не завтра. Поэтому такую армаду могут выставить только крупнейшие европейские страны совместно. Что касается Украины, поскольку она не член НАТО, то ее вооруженные силы вряд ли будут использоваться за пределами самой страны.
«СП»: Есть, по-вашему, в Европе и в Германии, в частности, понимание или хотя бы предчувствие того, чем закончится война с Россией?
— Думаю, прямой военной конфронтации с Россией там все же не хотят и будут избегать. Все эти приготовления, что называется, на всякий случай, хотя при нынешней игре на нервах случиться может всякое.
— Либо немецкий генштаб не умеет хранить свои секреты, либо он не сильно пытается скрыть ведущуюся ФРГ подготовку к войне с Россией, — уверен политолог, профессор кафедры философии и социологии Академии труда и социальных отношений Павел Фельдман.
— Обе версии имеют право на существование. В конце концов, катастрофическое положение армии и военной инфраструктуры Германии скрывать уже невозможно.
Руководство страны пытается лихорадочно реанимировать бундесвер и хотя бы частично восстановить разваленный военпром. Все это Мерц обосновывает необходимостью подготовки к прямому столкновению с Москвой. В противном случае ему бы не удалось выбить деньги налогоплательщиков на реализацию милитаристских планов.
«СП»: Кто главный выгодоприобретатель всего этого? Оружейники? Дорожники?
— Немецкие промышленники поняли, что сейчас для них открывается окно возможностей. В недавнем прошлом правительство ФРГ своим безусловным приоритетом считало наращивание социальных расходов. Теперь все меняется. На Германию давит Трамп, требующий увеличить оборонные траты до 5% от ВВП. Европейские лидеры с пеной у рта убеждают американского президента в том, что к категории военных расходов следует относить деньги, выделяемые на дорожное строительство.
Рижский бальзам на душу: Латвия разобрала «железку», соединяющую ее с Россией. Осталось насыпь срыть
Николай Межевич: Если нет транзита, то рельсы можно продать, а порты распилить на металлолом
Они утверждают, что дороги послужат для перевозки военных грузов и переброски войск НАТО.
Похоже, Трампа устроили эти аргументы. Теперь соответствующая отрасль становится золотой жилой для освоения государственного бюджета Германии. На этом заработают не только подрядчики, но и представители военного лобби в системе власти. Наверняка американские кампании тоже поучаствуют в реализации подобных проектов на европейской земле.
«СП»: На украинскую армию они уже не рассчитывают? Тоже, между прочим, почти 800 тысяч человек…
— Видимо, предполагается, что к моменту гипотетического столкновения между Россией и Германией от ВСУ уже ничего не останется. РФ будет иметь двухмиллионную армию на пике своих технических возможностей и боевого потенциала.
А вот Берлину придется лихорадочно искать добровольцев, чтобы укомплектовать свои вооруженные силы. Если техническое отставание бундесвера еще как-то можно компенсировать многомиллиардными вливаниями в оборонную промышленность, то найти боеспособные кадры будет попросту невозможно.
Человеческий фактор — ахиллесова пята всех западных армий. Европейцы стали инфантильными гедонистами. Заставить их нести тяготы реальной войны почти невозможно.
«СП»: На какие шиши они готовятся вооружаться? И что на это скажут налогоплательщики?
— С деньгами в Европе тоже всё крайне проблематично. Ранее власти Германии добровольно отрезали свою страну от ядерной энергетики и доступного российского газа. Теперь немцы решили повысить порог государственного долга.
А по факту за милитаризацию придётся платить трудоспособному населению, которое и так уже тащит на своем горбу армию мигрантов, беженцев и прочих получателей социальных преференций.
Все это углубляет раскол между регионами и ключевыми политическими силами ФРГ. Избиратель пока реагирует протестным голосованием, но правительственный кризис может наступить в любой момент.
Не исключено, что Мерц целенаправленно слил свои милитаристские планы прессе ради банального отвлечения внимания от плачевного положения дел в экономике ФРГ.